Блоги → Театр → 

Огнем и мечом

трюковой театр "Berserk"Представьте себе ситуацию: вы отлично проводите время в клубе или на концерте, и вдруг паника! На вас бегут солдаты в камзолах и шляпах с ружьями (мушкетами) наперевес. Или лохматые неандертальцы, размахивающие огромными костями. А может быть, вы заходите в клуб и видите, что на сцене стоит виселица. Вы удивлены, ошарашены, и только инстинкт самосохранения управляет вами. Что делать? И кто виноват?

Александр Рак, руководитель трюкового театра «Berserk», рассказал нам о тех, кто затевает подобные зрелищные беспорядки.

Откуда такое название?

История названия родилась вместе с театром. Слово «берсерк» имеет скандинавские происхождение. Так называли воинов, которые под воздействием определенных веществ (по одной из версий), становились беспощадными к врагам в бою и не чувствовали боли. Они не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс.

Вы не боитесь, что у людей, которые знают значение этого слова, может сложиться неправильное впечатление о вас?

Думаю, нам это только наруку:)

Расскажите, когда появился театр, и каким образом это произошло?

Большинство из тех, кто сейчас занимается в театре, так или иначе связаны с движением военно-исторической реконструкции. В 2003 году на Масленицу нас пригласили во Дворец молодежи поставить рыцарский бой. Основное условие было — бой должен был быть смешным. Сделали, понравилось, как все получилось, хотя на тот момент никакого представления о том, что такое сценический бой, у нас не было. Не знали, что такое понятие вообще существует. Тогда нас было трое, мы решили собраться и попробовать еще. С этого и началась наша история.

Сколько сейчас человек в театре?

На данный момент нас 10, это постоянный состав. Несколько человек проходят обучение.

А девушки есть?

Да. Три девушки. Они до недавнего времени занимались исключительно огневым и неоновым шоу. Сейчас — проявляют интерес к трюковым поединкам и успешно фехтуют на мечах и копьях.

Где можно найти информацию о вашем театре?

В первую очередь, это Интернет, там можно без проблем найти подробную информацию о театре, выступлениях и проектах.

Расскажи о людях, которые у вас занимаются. Кто они в реальной жизни?

Это студенты, преподаватели, программисты, научные сотрудники, инженеры, художники-мультипликаторы. Абсолютно разные люди.

И что их объединяет?

Идея. Люди остаются у нас из-за тех ощущений, которые они получают. Мы стараемся отбирать тех, кто горит этим делом. Вначале мы просто выступали и получали кучу адреналина. А нам говорили: «Вот вам *** долларов». Реакция была «О! За это еще и деньги платят!» :)

Какие требования вы предъявляете к тем, кто хочет попасть в ваш театр?

Требований не так уж и много. Желание и, главное понимание, того, чем предстоит заниматься, что все это связано с риском, отнимает много времени и сил, но дарит те эмоции, которые нам в повседневной жизни просто недоступны.

А как же навыки?

Приветствуется, если человек имеет опыт занятия спортом, в частности единоборствами и акробатикой. Но, в принципе, это все можно отработать и на месте. Главное, чтобы не было серьезных проблем со здоровьем, потому что нагрузки достаточно велики.

Вы сами всему обучаете новичков?

Когда мы начинали, нам самим приходилось собирать информацию из различных источников, перенимать опыт коллег. Я два года ходил на акробатику параллельно с тренировками. Кроме этого, сейчас у нас в труппе есть люди, которые занимались борьбой, . Приемы рукопашного боя ставят они. Со стороны мы пока никого не привлекаем. Хотя, я думаю, это вопрос времени.

Сколько времени уходит на подготовку с нуля?

Для того, чтобы новичка можно было выпустить на сцену уходит минимум полгода. Даже если человек занимался каким-либо видом спорта, то специфическим техникам его научат только здесь. Правильно поставленный удар — это еще не все, важно уметь держать себя перед зрителями. Важно правильно себя подать, сыграть роль, так, что бы тебе поверили.

А диалогам есть место в ваших выступлениях?

Да, но у нас все-таки трюковой театр, поэтому, в основном, это диалог ударов и выстрелов.

С кем вы сотрудничали и где выступали?

За последние несколько лет были сотни выступлений, перечислить все будет очень непросто. Наиболее крупные выступления: В 2007 году организаторы чемпионата мира по тайскому боксу пригласили нас сделать театрализованное открытие этого мероприятия. Перед началом турнира на сцене построили замок, и мы проводили поединки. Подобные выступления шли канвой через весь чемпионат. В прошлом году мы организовали культурную программу для чемпионата Европы по хоккею среди юниоров. В этом стали соорганизаторами Первого фестиваля славы белорусского оружия «Наш Грюнвальд», посвященного легендарной Грюнвальдской битве. Сейчас снимаемся в клипе Мариной Василевской: акробатика, постановочные бои и трюки на машинах. Пару лет назад сотрудничали с дуэтом «Александра и Константин». Участвовали в съемках фильма Дмитрия Астрахана «На свете живут добрые и хорошие люди». В Диснеевской картине «Книга мастеров», наши актеры задействованы в эпизодах.

На каких мероприятиях вас можно увидеть сейчас?

Нас приглашают на корпоративы, часто выступаем на рок-концертах, в клубах. Еще нас можно увидеть на телевидении, в рекламе, например. Хотя эту тему мы все-таки немного упустили. Сейчас пытаемся наверстать.
Выступаете бесплатно? Все зависит от характера мероприятия. Все наши постановки, так или иначе, всегда сопряжены с вполне определенным риском, который для зрителей чаще всего остается незаметным, остается «за кадром» и за кулисами. Нередко мы ставим на кон свое здоровье. Много времени тратится на тренировки, покупается инвентарь и костюмы. Естественно, все это должно компенсироваться. Поэтому вполне логично, что стоимость нашего выступления на корпоративах достаточно велика.

Но часто, мы соглашаемся безвозмездно выступить на концертах, фестивалях если нам нравиться идея. Сейчас, например, нас пригласили принять участие в благотворительных проекте для воспитанников детских домов. А вообще изначально мы некоммерческая организация.

Сколько времени уходит на подготовку шоу?

Около месяца. Во время репетиций постоянно вносятся изменения и дополнения. Есть конкретная сюжетная линия, но детали постоянно находятся в процессе эволюции. И даже после того момента, когда шоу считается готовым — оно продолжает развиваться и изменятся от выступления к выступлению.

Реквизит вы сами делаете?

Начинали с того, что делали все сами. Сейчас очень много времени занимают тренировки и выступления, поэтому чаще всего реквизит и костюмы покупаются.

Какие трюки вы исполняете чаще всего?

Большим спросом пользуется средневековая тематика: боевое фехтование, сценическое. На втором месте рукопашный бой. Трюковая программа зависит от конкретного мероприятия, пожеланий заказчика, а нам интересно браться за сложные проекты, выкладываясь по полной. Если все прошло удачно, получаешь огромное удовольствие. Чем сложнее трюк, тем интереснее его ставить, тренировать и показывать на сцене.

Какой самый зрелищный трюк?

Во все времена люди хотели хлеба и зрелищ! Зрелищ самых разных — бои гладиаторов, рыцарские турниры, выступления спортсменов. Хорошо отработанный бой — всегда вызывает бурю эмоций, когда видишь, как горят глаза зрителей, если есть эмоциональный отклик — понимаешь — все идет как надо. Мастерское владение клинком или саблей, красивый рукопашный бой с разбиванием мебели, битьем посуды и падениями, перестрелки, огневое и пиротехническое шоу — все это всегда красиво и зрелищно. Другое дело — техническая сторона: одни трюки требуют только мастерства и концентрации актера, другие — использования сложных технических устройств, страховок и т. д. Часто работать приходится на расстоянии всего нескольких метров от зрителей, а это требует огромной слаженности в действиях актеров, дополнительных мер по обеспечению безопасности. Еще один очень важный нюанс — у нас нет возможности «переснять» сцену, как это делается в кино — все происходит здесь и сейчас и должно быть сделано идеально с первого раза.

Страха перед трюками не испытываешь?

Страх перед опасностью — это нормально. Зная, откуда придет опасность можно сконцентрировать свое внимание на этом, реально оценить ситуацию. Хуже, когда во время выступлений про это забывается или точно неизвестно, откуда придет опасность. В 2003 году в Молодечно проходил фестиваль «Белый замок», мы участвовали в конкурсе сценического боя. Там был момент, когда об голову актера разбивается глиняная кружка. Конечно, она была специальной. Но мы не учли один момент. Когда она разбивается, в руке остается ручка, которая может оцарапать. Кинотрюки ставятся так: бьющий наносит удар и сразу отдергивает руку. Этот прием исключает травмы. Мы же всего этого не знали. Кружка разбилась, а ручка пошла вниз и рассекла бороду моему сопернику. Остаток выступления мы скользили по сцене в крови.

Часто, вжившись в роль, просто не замечаешь некоторые травмы. В прошлом году мы ставили дуэль в венецианском стиле в одном из Минский клубов, и мне саблей рассекли мизинец практически до кости. Я ничего не почувствовал. Только увидел брызги крови. Происходящее на сцене настолько захватывает, что все это «нюансы» отходят на второй план.

А зрители как на это реагируют?

Чаще всего зрители ничего не замечают. Или мы делаем вид, что все так, как надо. Потом все то, что кому-то случайно удалось подсмотреть, обрастает легендами. На одном мероприятии мы разыгрывали гладиаторские бои. По сюжету один гладиатор перерезает горло второму. После этого на протяжении полугода уборщицы шепотом пересказывали друг другу леденящие кровь истории: «Бачыла, якія там зверы. Яны аднаму руку адарвалі…»

Какие трюки наиболее опасны?

Те, где ты меньше всего можешь контролировать ситуацию. Сюда относится и работа с пиротехникой, с большим риском связан трюк «горение человека». Очень важна слаженная работа техников, которые следят за безопасностью, и ответственность каскадера, его самоконтроль. На самом деле опасны все трюки, но когда эти трюки тщательно отработаны, взвешены все риски, просчитаны все сложные моменты и отточены все движения — вероятность получения травмы стремиться к нулю.

А есть ли трюк, который ты никогда бы не стал выполнять?

Нет, есть трюки, которые мы освоить еще не успели. Например, не работали с высотой. Для этото нужны специальные навыки, которыми мы пока не владеем. Мы стараемся не спешить лезть в те области, в которых не являемся специалистами. Все направления охватить очень сложно.

Есть ли у вас какие-то особые суеверия?

Вобщем-то нет:) Но мы заметили, что самые лучшие выступления получаются по неожиданному заказу. И несмотря на то, что мы просим, чтобы приглашали по крайней мере за неделю, иногда звонят с предложениями выступить в этот же день. Но, на удивление, такие шоу получаются весьма неплохо.

Aлла Погоцкая (актриса театра «Berserk»): Суеверия… даже не знаю. Лично у меня нет, но я знаю, что одна участница нашего театра с отдельным вниманием относится к тому, какой браслет или кулончик на ней одет во время выступления, считая какие-то из этих украшений приносящими удачу.

Я знаю, что многие люди хотели бы побывать в какой-то определенной эпохе, которая их привлекает по тем или иным причинам. А какое время интересно тебе?

Особенность участников театра в том, что мы проживаем все эпохи, которые разыгрываем. В любую роль нужно вживаться. Лично мне средневековье интересно. Не могу сказать, что я хотел бы жить тогда, но побывать хотелось бы. А вообще мне комфортно в том времени, в котором я живу.

В вашем репертуаре есть шоу «На заре времен. Пещерные люди». Что оно в себя включает?

Это фрик-программа. Например, во время вечеринки в зал врываются два человека в шкурах. Носятся по столам, швыряют друг в друга костями. Народ в трансе… По разному реагируют зрители и на появление пиратов. Сначала в зал вбегают два пирата, за ними следом гвардейцы, которые стреляют из ружей. Люди в ужасе прятались под столы!:)

Какие эпохи ваш театр еще планирует осветить?

Никих рамок нет. Любая эпоха, где есть место каким-либо интересным событиям, любой, самый фантастический мир, где можно реализовать сценарий с драками, перестрелками, дуэлями, турнирами, вообще любое интересное действо — хоть далекое будущее, хоть самое глубокое прошлое, парралельный мир или альтернативная реальность — могут стать декорациями наших шоу.

Расскажи подробнее о неоновом и пиртехническом шоу.

Это одно из разновидностей огневого шоу. Неон используется, в основном, для работы в клубах, в закрытых помещениях в принципе: вокруг много горючих материалов, и с огнем особо не разверннешся — актер зажат рамками замкнутого пространства и постоянно должен помнить о безопастности. Для этих случаев идеально подходит неоновое шоу. Вместо живого огня используются светодиоды. В случае пиротехнического шоу — сценическая пиротехника. Также используются лампы ультрафиолетового света, дым машины, флаги и т. д. В сочетании с специально подобранным музыкальным сопровождением, костюмами артистов, получается необыкновенное, фантастическое шоу.

Когда я готовилась к интервью, меня попросили задать вам вопрос про керосин. Вам приходится его набирать в рот во время огневого шоу. Это сильно вредит здоровью?

Основная работа с керосином проходит на улице. Вдыхание паров там минимально. Наиболее опасный момент — это выдыхвание огня. В любом случае, актер, который выдыхает огонь, сглатывает остатки керосина. Он попадает в желудок и может вызвать токсическое отравление. Актер сознательно идет на этот риск ради того, чтобы сделать шоу. Но не один здравомыслящий фаерщик не будет злоупотреблять этим трюком.

Расскажи о планах на будущее.

Идей очень много. Есть идея сделать большой спектакль на годовщину Грюнвальдской битвы с участием большого колличества рыцарей, со зрелищными спецэффектами. Действо будет происходить на открытом воздухе с пушками, лошадьми и декорациями. Будет пиротехника, качественные трюковые поединки.
Сейчас мы также прорабатываем идею создания шоу с одной из минских школ танца. Программа будет включать в себя и трюковые элементы, и танцы и музыкальные блоки. Все это нужно объединить в тематический спектакль с единой сюжетной линией.

Алла Погоцкая (актриса театра «Berserk»): Совершенствоваться. Быть сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Сейчас привлекаем новых людей как фаерщиков, так и ребят, которые хотят делать боевки. Так что в планах расти всем вместе в мастерстве

В статье использованы фотографии из архива трюкового театра «Berserk»

  • 10 января 2010
  • Автор korelina

Статистика

15
2321

Фотогалерея

Sziget 2011. Нулевой день

9 августа 2011, "Budapest"

Фотографии с нулевого дня фестиваля Sziget: The gentlemen's agreement, Emmecosta, The Clezmatics, Cafe Jazz, Ленинград

  • Автор navstyachka