Блоги → Театр → 

ДК Данс — Ритуал прощания. Интерпретация первого последнего спектакля ПлаSтформы - 2016

В понедельник, 15 февраля, в Минске стартовал IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа Минск-2016». Открывал программу минский театр  InZhest с постановкой «ДК Данс  Ритуал прощания». Выбор постановки сам по себе является перформансом и имеет свой посыл, ведь «ДК Дансу» в этом сезоне исполняется 15 лет и в день открытия фестиваля он был поставлен на территории Беларуси в последний раз. По словам Вячеслава Иноземцева — создателя театра и режиссёра спектакля — «где-нибудь когда-нибудь далеко-далеко, возможно, мы снова поставим эту пьесу, но в Беларуси больше никогда».

В программе форума «ДК Данс» описан как  «история упавшего Карнавала, который пытается подняться снова. Но это не так-то легко сделать, особенно с ходулями на ногах… Авторы спектакля допускают любые зрительские ассоциации — личностные, социальные, философские, — не ограничиваясь в то же время ни одной из них».

После спектакля Вячеслав Иноземцев пригласил всех зрителей остаться, чтобы обсудить впечатления от спектакля. А мы, в свою очередь, решили взять на себя смелость и устроить опрос зрителей из числа тех, кто на обсуждения не остался, чтобы выяснить, о чём, по их мнению, повествует «ДК Данс — Ритуал прощания».

«Я не сильно разбираюсь в искусстве, тем более в таком искусстве, и вообще, это моё первое знакомство с пластическими театрами в целом, — сразу же оправдывается девушка, которая попалась нам первой. — Я думаю, что этот спектакль о борьбе индивидуума с социумом. Точнее даже не о борьбе, а о притеснении. Притеснении индивидуума обществом».

«В программке написано, что это «история Карнавала, который упал и не может подняться». Так вот этот Карнавал очень сильно напоминает мне белорусскую экономику. Особенно та часть, где одна из героинь ползёт по сцене с длинным шлейфом, тянущимся сзади, а потом ползёт уже за своим шлейфом и пытается его догнать», — смеется нам в ответ её друг.

Подходим к двум девушкам весьма «театрального» вида:

«Я на этой постановке во второй раз, — говорит одна из них. — Первый раз была очень давно, поэтому совершенно не помню, какие у меня тогда были ассоциации. Могу только сказать, что во второй раз спектакль показался мне гораздо объёмнее. Вероятно, из-за живой музыки (в первый раз её, по-моему, не было).

Я думаю, что этот спектакль о завоевании восточной цивилизации западной. В частности, Китая. Эти спускающиеся с потолка шарики, за которые началась драка — это ли не образ опия, на который англичане подсадили страну для своей выгоды? 

Хотя с другой стороны, можно провести аналогию и с Беларусью, которую  сейчас (как и всегда) пытается подмять под себя Россия — образ послевоенного мужчины в «ватнике» с окровавленной перебинтованной головой очень ярко иллюстрирует страну — любительницу повоевать и навязать свои ценности».

 

«Я тоже второй раз вижу эту постановку, — говорит другая девушка. — Но у меня, наоборот, в первый раз впечатления были ярче. Я даже помню свои мысли о той постановке! Тогда я подумала, что этот спектакль повествует о становлении человека разумного. 

Сейчас у меня ассоциации тоже о теме человечества, но немного в другом русле.  Я думаю, эта постановка о людях и свободе, где ходули символизируют ноги самосознания, на которые человек пытается подняться — это возможно, но тяжело. Поэтому люди предпочитают ползать на коленях (не стремясь особо развиваться). И тут на помощь им приходит монстр с пилой, который обещает им лёгкую жизнь без ходулей —  мир, где они смогут встать на ноги, лишившись такой ненужной и мешающей частички себя. Этот монстр для меня очень комплексный персонаж — это и западные корпорации, и социум, и даже религия. 

Когда в конце спектакля все актёры вновь оказываются на ходулях и начинают всё увереннее на них ходить, а в последствии и танцевать — для меня это символ того, что люди всё же найдут в себе силы стать сознательными личностями каждый по отдельности и как человечество  в целом».

И, наконец, по мнению нашего редактора, «ДК Данс» — один из тех спектаклей, где вопрос "что хотел сказать автор" (в данном случае — режиссер) не очень уместен. Автор хотел сказать, чтоб зритель думал сам, сам придумывал смыслы и трактовки. И смыслов и правда можно выдумать много. Например, про варварское разрушение природы, вырубку лесов, экологическую катастрофу. Или про столкновение европейской индустриальной цивилизации с традиционными обществами, заканчивающееся плачевно для этих обществ. При желании даже можно углядеть особый смысл в том, что злодей с бензопилой одет в ватник - и не важно, что спектаклю 15 лет. Я думаю, что это лишний раз подтверждает актуальность и неустарелость «ДК Данса» — жаль, что мы его больше не увидим.

Анастасия Король. Фото: nevr

  • 21 февраля 2016
  • Автор nevr

Статистика

15
2323

Фотогалерея

Noize MC

14 апреля 2012, "Re:Public"

Фотографии с концерта Noize MC в Минске

  • Автор navstyachka