Блоги → Искусство → 

Виджеинг — смотри и слушай

Эклюзивное интервью от another.by с VJ Plaha, одним из немногих белорусских виджеев: о виджеинге и его специфике в Беларуси, вдохновении, музыке, немного о себе и, конечно же, о том, что такое футажи…

Наверное, многие из нас слышали о том, что такое виджеинг, и замечали видео-инсталляции, приходя в клуб или на концерт. Но виджеинг — это не просто световое шоу под музыку, как может показаться незнающему человеку, а, между прочим, оформившийся и самостоятельный вид искусства. В подтверждение можно привести тот факт, что жюри Каннского кинофестиваля каждый год рассматривает в своей программе виджейские сеты наряду с полнометражными кинопроизведениями.

— Скажи, чем вообще занимается VJ?

VJ Plaha: Я занимаюсь видеоинсталяциями. Виджеинг — это искусство проигрывания видео в реальном времени. Само видео составляется из заранее подготовленных фрагментов — это могут быть документальные нарезки, мультики, фильмы и т. п. Причем, видео может быть не только тематическим, но и являться просто фоном, абстракцией. С помощью программы, проектора (как минимум, одного, а желательно — нескольких) и ноутбука, я это видео микширую, использую эффекты, плагины, создавая таким образом видеоклип под музыку.

— А это похоже на создание клипов, клипмейкерство?

VJ Plaha: Ну, клип — это уже готовый материал. А я, к примеру, как и все виджеи, работаю вживую. Когда диджей или музыкант начинает играть свою музыку, я сначала осознаю, что это за музыка, подбираю под неё футажи (т. е. нарезки), и сразу же делаю свой видеоряд, подбираю на ходу эффекты и т. д. Всё это происходит спонтанно, это не готовый видео-микс, который я ставлю, а он себе проигрывается.

— Для этой работы, наверное, необходимо вдохновение?

VJ Plaha: Да, конечно. Вдохновение я получаю от музыки и окружающего меня мира. И мне, допустим, гораздо легче работать под ту музыку, которая мне нравится, которая меня интересует. Видео я нарезаю так, чтобы оно, в первую очередь, несло смысловую нагрузку, а уже потом ссылаюсь на видео шоу. И, следовательно, через мои видеоряды можно увидеть мой взгляд на музыку и жизнь.

— Когда ты приходишь на вечеринку, сколько футажей ты с собой приносишь, чтобы составлять видеоряд?

VJ Plaha: Зависит от мероприятия. Единственное, что я могу сказать — я пытаюсь работать только со своими видео нарезками. А их у меня примерно четыре тысячи.

— Какими программами ты для этого пользуешься?

VJ Plaha: Практически все виджеи используют одну программу — Resolume называется. Я пока использую ещё второй Resolume, но сейчас уже вышел Resolume 3 и он даёт намного больше возможностей. Ещё я использую такую программу, как Photoshop, FlashMax для flash-анимации и VirtualDub для нарезки видео.

— Насколько я понимаю, ты делаешь видеоряды, в основном, под электронную музыку?

VJ Plaha: В общем, да. Раньше я предпочитал работать только с жёсткой электронной музыкой — drum-and-bass, hardcore hard-techno, breakcore, speedcore и т. д. Но уже хочется чего-то новенького. Сейчас мне, например, нравится выступать на мероприятиях, проводимых BoPromo. Я уже работал на концертах, где хедлайнерами были Punk TV, СБПЧ, H2Company, Ёлочные Игрушки — я вообще фанат idm-хип-хопа и сам даже умею так, как они (улыбается), но демонстрировать сейчас не буду. Ещё я участвовал на мероприятиях, где выступали такие ребята, как Серебряная свадьба, Аддис Абеба, Кассиопея, Порт-Моне, CherryVata, Рокер-Джокер…и вот недавно был фестиваль белорусской музыки «Можно». Ещё с группой Naka сотрудничал. Вообще, я только с начала этого года начал работать не только с электронной музыкой, но и с живой.

— А ты чувствуешь какую-то разницу, работая над видеорядами для электронной музыки и «живой»?

VJ Plaha: Конечно. Совершенно разный материал, совершенно разные концепции.

— Что, кроме самого видеоряда, очень важно в виджеинге?

VJ Plaha: Вообще, виджеинг — это, конечно, искусство, но ещё очень важна подготовка. Чем лучше ты подготовился, т. е. определился, где и как вешаешь экраны, куда ставишь проекторы — тем лучше всё это и будет выглядеть и взаимодействовать. То есть подготовка является очень важной частью виджеинга. Вообще, люди у нас уже привыкли к такому скудному видеоряду — один проектор, один экран, поставленный строго за диджеем. Надо, конечно, привносить что-то новое.

— Много людей в Минске занимается виджеингом?

VJ Plaha: На самом деле, очень мало. Я даже могу их всех посчитать…примерно 9 человек, которые работают с промо-группами, плюс есть ещё несколько, которые работают немного в другой сфере…на более клубных мероприятиях.

— За границей виджеинг более развит, чем у нас. Скажи, а у тебя есть авторитеты в этой области, на чьи работы ты ориентируешься и обращаешь внимание?

VJ Plaha: Честно говоря…я даже никогда и не заинтересовывался в чужих работах. Есть, к примеру, сайт promovj.ru — я там читаю новости, смотрю новинки, иногда футажи скачиваю.

— Когда в музыке, с которой работаешь, есть текст, ты согласуешь его смысл со своим видеорядом?

VJ Plaha: Да. Я вот на последнем СБПЧ делал видеоряд к трём трекам вообще дословно, т. е. было слово — и сразу видео.

— Куда виджей может «расти»? Как развиваться, в каком направлении?

VJ Plaha: Я вот уже третий год работаю, и у меня очень много мероприятий было, может, 70…или больше даже. Устаешь немного от однообразности. Но я стараюсь, конечно, развиваться. И вот, жду не дождусь нового железа, чтобы можно было использовать программу Resolume 3.

— Ты считаешь, что развиваться в виджеинге можно только с развитием программного обеспечения?

VJ Plaha: И это тоже. Конечно, можно придумывать разные видео инсталляции с большим количеством экранов, с различными материалами, которые используются для проецирования видео, также необязательно, чтобы поверхность была плоская. Я обычно использую для экранов спамбон — это такая матерчатая ткань, которая, знаешь, используется в теплицах для накрытия огурцов, помидоров J. С помощью спамбона можно проецировать видео на просвет. Есть и другие ткани, с которыми инетересно экспериментировать. Т. е. на самом деле можно развиваться и делать что-то новое. Особенно, когда у тебя есть достаточно времени до мероприятия для того, чтобы развесить экраны, посмотреть, как это будет выглядеть. Конечно, до этого можно с проектором, зеркалами, тканями частично экспериментировать дома.

— Как ты думаешь, где ещё можно использовать виджеинг?

VJ Plaha: Много где. Можно его использовать в рекламе (вот недавно в ролике Velcom было что-то похожее), в подсветке зданий, на показах мод, даже в музее — в общем, везде, где надо проявить творческий подход.

Фото: sart, caparzo, monorey, zii, deadhamster, yurakul

Тест: Агния

  • 29 марта 2010
  • Автор agnija

Статистика

15
2321

Фотогалерея

Ассаи

10 сентября 2010, "Реактор"

Фотографии с концерта Ассаи

  • Автор navstyachka