Блоги → Искусство → 

Street-art. Запрещается запрещать!

Уличное искусство самый старый вид изобразительного искусство в истории человечества. Настолько старое, что оно появилось тогда, когда люди не знали слова «улица» и слова «искусство».

Человек в самом своем зачатке начал оставлять знаки в местах, где жил, начиная с наскальных рисунков, в которых пытался описать свой быт и свой взгляд на окружающий его мир.

Человек не изменился: он и сейчас оставляет рисунки на стенах изменчивого мира. Только теперь это стало еще и формой протеста…

В 20-м веке уличное искусство приобрело новый смысл — смысл протеста и метода борьбы. Став не просто способом запечатления себя на фоне истории, а отдельной формой искусства. Это не только граффити, к которому все привыкли, но и многие другие техники: трафареты, плакаты, уличные инсталляции. У стрит-арта нету общей программы, они не пишут манифесты, они просто объединились, чтобы сражаться против.

В свое время импрессионисты в ответ консервативному «Салону», который брезгливо относился к новым веяниям в искусстве, открыли свой «Салон независимых». В последствии «Салон независимых» открыл миру ряд новых имен и стилей, которые перевернули мировосприятие и искусство.

Художники стрит-арта пошли дальше и выплеснули искусство на улицу. Да, именно выплеснули, как выплескивают воду из ведра. Выплеснули туда, в среду жизни обывателей, дав понять музеям, что искусство не имеет цены и за ним не надо ходить в галереи. Этому искусству стало тесно в стенах «храмов искусства» под низкими потолками павильонов. «Когда вы идете в картинную галерею, вы просто турист, смотрящий на кабинет трофеев нескольких миллионеров», — из слов английского мастера стрит-арта Banksy.

Уличное искусство не привезешь в музей, не покажешь на другом конце мира, его можно только увидеть, приехав к нему в гости. Оно неотъемлемо связано со средой, в которой создано, оно не может существовать отдельно.

Развитию данного изобразительного искусства способствовал научный прогресс: в 1949 году Эдвард Сэймур первым наладил производство аэрозольной краски, сделав ее более доступной потребителю. Этим поспешили воспользоваться первые художники стрит-арта, начав оставлять своё «Я» на улицах города.

Уличное искусство в своем корне социальное искусство, поэтому оно появилось и развилось в бедных квартал больших мегаполисов. Жан-Мишель Баскиа, до «неоэкспресионизма» 80-х и дружбы с Энди Уорхолом, начинал как уличный художник, оставляя на зданиях нижнего Манхэттена незамысловатые фразы с подписью SAMO. «Это началось как шутка и переросло в нечто большее», — потом признаются в интервью друзья детства Эль Диаз и Баскиа. В большее? Это выросло в громадное движение, в волну, которая накрыла мегаполисы всего мира. За SAMO в Америке последовали Ричард Гембельтон, Кейт Харинг, и уже вскоре стены Бруклина, да и других районов Нью-Йорка, уже были разрисованы их рукой, а сами творцы стали художниками, которые перестали ассоциироваться с уличным искусством.

После Америки волна пришла в Европу, а потом и накрыла весь мир. Стрит-арт начал все больше принимать черты протеста против консерватизма, социального неравенства и насилия. В Англии стрит-арт стал тесно связан с панк-культурой, которая набирала обороты, выходила с заводских окраин и заявляла о себе общественности. В Сан-Паоло стрит-арт стал криком о помощи жителей трущоб, где больше половины населения живут за чертой бедности. В Берлине стрит-арт вырос как протест против авторитарного строя навязанного СССР. Вся стена со стороны Западного Берлина была полностью исписана граффити, среди которых знаменитый «Поцелуй Брежнева и Хоннекера» Дмитрия Врубеля, который тоже вышел за рамки стрит-арта.

После 2-ой мировой войны мир постарел, пожилые политиканы, которые посылали молодых умирать, уже не могут угнаться за временем. Запреты устаревают быстрее, чем они вступают в силу. Пиратское радио разрушило государственный контроль в Англии эфирных передач, рейв-культура привела к принятию закона о запрете массовых сборищ, а потом к его пересмотру. Футбольное хулиганство перестало быть проблемой рабочих окраин, а стало проблемой всего мира. Местные органы власти еще долго считали вандализмом картины на стенах домов и заборах, ведь они показывали и говорили то, что не всегда скажешь вслух.

Идею о том, что именно творческая молодежь станет главным субъектом социальной революции, выдвинули еще ситуационисты, одно из направлений неокоммунизма. «В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра — отменить общество!», — граффити такого содержания украшали стены Сорбонны в мае 1968 года, во время первого студенческого бунта. Молодая кровь, которая часто остается на асфальте улиц, должна изменить мир, показать обществу новое будущее.

Сколько протеста должно быть в искусстве и сколько искусства в протесте? Рок-н-ролл не стал бы популярным, если бы в нем не было протеста. Согласитесь, что без слов песни «Битлз» не стали бы так популярны. Стрит-арт это рок-н-ролл живописи: стоит убрать стены улиц и все разваливается.

  • 28 февраля 2010
  • Автор georg_dalin

Статистика

15
2321

Фотогалерея

Tattoo Fest 2013

14 декабря 2013, "Re:Public"

Фотографии с первого белорусского фестиваля татуировки Tattoo Fest 2013

  • Автор nevr